Классификация отелей
Конечно же, классификация отелей придумана для нас с вами – для потребителей. Звезды гостиниц – это своеобразный маркер, чтобы нам было легче ориентироваться во всем многообразии предложений хотельеров. Чтобы клиенту не нужно было уточнять, есть ли в номере душ и телевизор. Чтобы он был уверен, что полотенца ему будут менять по расписанию, а утром предложат завтрак… Каждая категория отелей предоставляет определенный уровень сервиса и должна соответствовать стандартам, утвержденным Всемирной Туристической Организацией.
Да, стандарты существуют, но почему тогда так сильно могут различаться гостиницы, формально принадлежащие к одной категории? Причем не только в разных странах, но и в пределах одного города.
Главная причина такого «разнообразия» заключается в том, что сертификация на «звездность» - дело добровольное. И за него надо платить. Когда отелю присваивают категорию, это означает, что он соответствует тем самым международным стандартам, что повышает его статус и, как следствие, стоимость проживания для клиентов. То есть отелю это выгодно. Но проходит время, отель, уже получивший звезды, зарабатывает определенную репутацию, и хозяева решают, что подтверждать свою категорию и обновлять сертификат совсем не обязательно, и – расслабляются. В результате мы (клиенты) имеем плохо работающие краны, обшарпанную мебель, скудные завтраки и сломанный кондиционер.
Здесь, конечно же, речь идет о гостиницах 2 и 3 звезды, отели более высокой категории своей репутацией, как правило, дорожат, но, например, в Турции сплошь и рядом можно встретить отели 4*, которые давно пора сертифицировать, как среднюю «тройку». Но Турция, скорее, исключение, а не правило. Кстати, когда вы выбираете отель в Турции, то лучше обращать внимание не на количество звезд, а на цену и год постройки – чем новее отель и чем дороже, тем больше вероятность его соответствия заявленной категории.
Система классификации гостиниц
Довольно долгое время разные страны использовали собственные системы классификации гостиниц, пока в начале ХХ века не появилась ВТО и не попыталась все системы привести к общему знаменателю. Можно считать, что ей это вполне удалось, и «звезды» стали почти универсальным критерием оценки отеля.
В принципе, мы все достаточно хорошо представляем себе, что означает количество звезд, но все-таки еще раз напомнить будет не лишним – вдруг вы столкнетесь с таким вопиющим несоответствием заявленной категории, что будете вправе справедливо возмутиться.
- 1* (одна звезда) - категория, встречающаяся достаточно редко, т.к. особого смысла в этой звезде нет, вполне можно обойтись и без нее. Предполагает минимальный комфорт на уровне «переночевать». Как правило, это маленькие гостиницы с аскетичной обстановкой в номерах. Санузел может быть общий на несколько комнат, завтраки обычно не предусмотрены.
- 2* (две звезды) - очень маленький номер (от 8 кв.м), но, как правило, с санузлом. Смена белья один раз в неделю, полотенец – каждые 3 дня; ежедневная уборка. За пульт от телевизора, скорее всего, придется доплатить, завтрак чаще есть, чем нет.
- 3* (три звезды) - самый популярный вариант недорогого проживания. Отдельный санузел обязателен, в номере должен быть телевизор, телефон, в ванной комнате – набор туалетных принадлежностей, смена белья 2 раза в неделю, обязательно предоставление завтраков. Это если в общем. А в реалиях – читайте описания и отзывы, так как гостиницы 3* ОЧЕНЬ отличаются друг от друга. Цена может зависеть не только от уровня сервиса, но и от места расположения.
Один из самых показательных примеров – 3-звездочные отели в Париже. Если отель расположен в центре, то он будет стоить достаточно дорого, несмотря на то, что ваш номер будет чуть больше кровати, чемоданы вы будете поднимать по винтовой лестнице без лифта, а вид из окна ограничится глухой стеной соседнего здания.
- 4* (четыре звезды) - гостиницы высокого класса. Обязательно должны быть номера разной категории (одноместные, двухместные, семейные), персонал на рецепшн, говорящий как минимум на двух иностранных языках, ежедневная уборка, телевизор, мини-бар, фен, бизнес-зал, тренажерный зал, зал для завтраков (часто по вечерам работает как ресторан) и ряд дополнительных сервисов: бассейн, спа, прачечная, бар, конференц-залы. В Европе в отелях 4*, как правило, дают халаты и тапочки.
- 5* (пять звезд) - лучшие гостиницы по международной классификации. В них должно быть все, что и в 4* плюс набор эксклюзивных услуг, зависящих от фантазий хотельера – поля для гольфа, вертолетная площадка, СПА-центры, массажные салоны, магазины, дискотеки, концертные залы и прочая, прочая… Лучше 5-звездочных отелей могут только отели 6 и 7*, которые существуют только в Эмиратах.
Другие категории отелей
Несмотря на попытку унифицировать систему классификации отелей, национальные особенности в каждой стране по-прежнему присутствуют. Например, во Франции до недавнего времени самой высокой категорией гостиницы была 4* DeLuxe, которая полностью соответствовала международным 5 звездам, но официально этот статус не имела.
Говоря о категориях отелей, не входящих в классификацию ВТО, мы все же пытаемся их соотносить с привычными нам звездами, но иногда это просто невозможно в силу специфики отеля. Самые показательные здесь, пожалуй, испанские парадоры (Paradores) – отели, расположенные в исторических зданиях. Это может быть старинный постоялый двор или превращенный в отель средневековый замок. Концепция парадоров – позволить путешественнику окунуться в историю и почувствовать традиционную атмосферу. Ну и как быть в этом случае с классификацией, если турист приезжает в парадор, условно обозначенный как 5-звездочный, и не находит там тренажерного зала?!! Смешно? А ведь это правда – многие туристы (особенно американские) действительно недовольны отсутствием в средневековом замке возможности заняться любимым фитнесом. От комментариев воздержусь ;)
Еще один интересный и очень специфический вариант проживания – французские chambres d'hôtes. Обычно это загородные дома, расположенные в живописных местах, часто принадлежащие хозяевам виноградников, причем это может быть как большое шато, так и совсем маленькое хозяйство. В доме сдается несколько комнат, атмосфера семейная, а в качестве основных «достопримечательностей» - природа и местное вино за ужином. Уровень комфорта очень разный, и ориентироваться лучше всего по цене. Ну, и описания читать не забывайте.
Пенсионы(pension) или гостевые дома (Gastehaus) - хорошо знакомое любителям горнолыжной Австрии «беззвездное» размещение. Небольшие гостиницы, которые чаще всего управляются одной семьей. Хозяин – шеф, хозяйка – администратор, родня – горничные и официанты. Здесь тоже все зависит исключительно от хозяев – есть варианты очень скромные, а есть и такие, когда за скромной надписью Gastehaus скрываются великолепные апартаменты, а в качестве бонуса будет еще и ресторан.
Апартаменты: основная особенность – наличие собственной кухни, т.е. по сути обычная квартира. Очень удобно для семейного отдыха с детьми. Как и в двух предыдущих случаях – стандартов тут нет. Смотрите цены, читайте отзывы.
В Великобритании «звезды» пришли на смену «коронам», но англичане не могут быть, как все – у них звезды разноцветные. Черные звезды – обычные, международные, а есть еще и красные и золотые, которые присуждает гостиницам Королевский Автомобильный Клуб. Почему этим занимаются именно автомобилисты, непонятно, но, с другой стороны, мы же не удивляемся, что звезды ресторанам присваивает изготовитель автомобильных шин. ;)
В Турции очень распространены отели категории HV-1 и HV-2. Это аббревиатура английского Holiday Village (туристическая деревня). HV-1 соответствует примерно уровню 4-5 звезд, а HV-2 – «тянет» на 3-4 звезды. Главное же отличие заключается в том, что там предлагают размещение в бунгало, что обычно подразумевает большую территорию. «Круче» это традиционного 5-звездочного отеля или нет – решать вам.
В заключение хочется еще раз повторить рекомендацию обязательно смотреть подробное описание отеля и читать отзывы. И то, и другое может соответствовать действительности только частично, но все-таки это поможет вам составить более полное впечатление о гостинице, чем простое перечисление количества звезд. Отзывы о каждой гостинице вы можете найти в нашем поисковике отелей, также для удобства поиска можете воспользоваться картой отелей.